Пастухова Галина Сергеевна , воспитатель

Конспект Нод по экологическому воспитанию

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Наши друзья — птицы».


Цель:

Закрепить знания детей о жизни зимующих птиц.
Задачи:
Обобщать, закреплять знания о зимующих птицах. Упражнять детей в классификации птиц на городских, лесных, водоплавающих. Продолжать учить отгадывать загадки. Развивать у детей экологические представления, интерес к изучению жизни зимующих птиц. Воспитывать основы экологической культуры, желание помочь зимующим птицам, оказывать им посильную помощь в трудное время. Формировать у детей заботливое отношение к пернатым друзьям.
Предварительная работа:

Отгадывание загадок, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественных произведений, игры по теме, разучивание стихотворений и песен о птицах, практическая работа (изготовление кормушек, подкормка птиц), рисование птиц, беседы.

Материалы к занятию: музыкальное сопровождение, картинки и фотографии птиц; кроссворд, магнитная доска, фломастер, загадки, стихи о кормушке; изображения солнышка и снежинки; костюм снегиря, синицы, сороки; верёвка (для игры «Ворона и воробьи»), кормушки, блюдца, семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды калины, рябины.


Ход :

.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в кружок и возьмёмся за руки. Закройте глаза и послушайте …
(звучат звуки зимы: воет ветер и т.д.)
Воспитатель: Наступают холода. Приходит время зимы. Белая красавица щедра на снега, метели, холодные ветра. Но не хлебосольна она: не может
дать ни овощей, ни фруктов, ни грибов, ни ягод. Всё живое знает об этом, и каждый по-своему готовится встрече зимы: кто засыпает, кто улетает, кто запасы собирает. Но есть такие, кто на милость зимы всё-таки рассчитывает .Прежде всего, это относится к птицам. Сегодня мы с вами о них поговорим. Садитесь на свои места.
Воспитатель: А сейчас мы проверим хорошо ли вы знаете птиц. Я предлагаю вам сыграть в игру.
Я буду называть птиц, но как только вы услышите другое слово –
хлопайте в ладоши. Будьте внимательны!
Игра «Прилетели птицы»:
1) Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, мухи и стрижи.
2) Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
3) Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки, стрижи, комары, кукушки.
4) Прилетели птицы: голуби, куницы, поползни, дятлы.
5) Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, сороки, воробьи,чижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы……
Все вы молодцы!
Педагог: Ребята, а какие бывают птицы? (Ответ детей: перелётные и зимующие)
Я предлагаю поиграть в игру «Перелётные и зимующие птицы».
Сейчас мальчик получит картинку с изображением солнышка – к нему прилетят перелётные птицы, а у девочки будет изображение снежинки – к ней прилетят зимующие птицы. А все остальные дети получат, изображения птиц и под музыку будут летать. Как музыка закончится, птицам нужно будет подлететь либо к снежинке, либо к солнцу.
(Детям раздаю картинки с изображением птиц )
: Давайте проверим, нет ли у нас ошибок.
Зимующие птицы - ….
Перелётные птицы - ……
(если заметили ошибку – исправить, объяснить)
Почему мы этих птиц называем перелётными?Почему мы этих птиц называем зимующими? (Ответы детей).
А сейчас я хочу предложить вашему вниманию кроссворд. Здесь зашифровано ключевое слово. Разгадав кроссворд, вы узнаете, какое слово зашифровано.
Загадки для кроссворда:
1)Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет,
За день всех навестит,
Всё, что знает, растрещит.
(сорока)
2) Видали вы его не раз -
Он скачет в двух шагах от нас
Чирик-чирик! Чирик-чирик!
Кто к этой песне не привык?
(воробей)
3) Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(синица)
4) Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её……….
(ворона)
(ключевое слово: снегирь)
Если дети не смогли отгадать – загадка:
Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу

- И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
(снегирь)

На доску вывешиваю картинку с изображением снегиря.
Воспитатель: Ребята, вы много знаете о зимующих птицах. Тяжело им зимой. Будет зима мягкая и тёплая– они выживут, а будет лютая – трудно им придётся. Под снегом не легко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот поэтому и тянутся птицы зимой поближе к жилью человека, надеются на его помощь и доброту.
Воспитатель: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой?
(Ответы детей: подкармливать птиц, делать кормушки.)
Воспитатель: Дети , а что мы называем птичьей столовой? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята,! Но построить правильно кормушку нелегко. Знаете ли вы, какой должна быть настоящая кормушка для птиц?Я вижу здесь кормушки. Посмотрите внимательно, какая из них сделана правильно?
(дети выбирают кормушку, объясняют выбор)
Сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.
(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины)
 Воспитатель: Уберите лишнее, что птицы есть, не будут.
(Дети убирают.)
 Воспитатель: Ребята, но ведь зимует у нас не один снегирь. Каких еще зимующих птиц вы знаете.
(Синица, ворона, воробей)

Воспитатель:Правильно. (Вывешиваю на доску картинки с изображением названных птиц.)

Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (выберите эту птицу)
- Какая птица любит сало?
- Какая птица зимой питается ягодами рябины?
 Молодцы! Вы настоящие знатоки!
Я хочу научить вас одной игре, которая называется «Ворона и воробьи». Вы, наверное, заметили, когда кормили на прогулке птиц, что крупные птицы (вороны, голуби) стараются отобрать корм у маленьких птичек – воробышков. Но воробышек хоть мал, да удал! Он быстро выхватывает корм и улетает. Так и в моей игре – воробышек должен обмануть ворону и постараться, чтобы она его не запятнала.
Сначала надо выбрать ворону, встаньте в круг – посчитаемся:
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи – тебе водить.
Воспитатель: Ворона встаёт в середину круга – это её домик. А вы, ребята, воробышки. Вам нужно запрыгнуть в круг и успеть выпрыгнуть, чтобы ворона вас не запятнала. Кто попался – выходит и садится на стульчик. Выиграет тот, кто не попадётся.
Закрепление правил игры: Скажите, что должны делать воробышки? Что должна делать ворона? А если ворона запятнала воробышка?
(Играем 1 раз, если игра затянулась, остановить. После игры садятся на стульчики)
ВоспитательУ вас хорошо получается!
Понравилась вам игра? Теперь вы можете играть в неё на прогулке.
Воспитатель: , ребята. Я вижу, вы много знаете о зимующих птицах, изготовили много кормушек, запасли корм для птиц и зимой не дадите им погибнуть.
 Ребята, я предлагаю выйти на улицу, развесить кормушки и насыпать в них корм для наших пернатых друзей.
Дети: До свидания!
Педагог благодарит детей за занятие, вместе с детьми выходит на улицу, и дети развешивают кормушки, раскладывают корм.

15 января 2020 в 19:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.