Пастухова Галина Сергеевна , воспитатель
Опыт работы.Опыт работы по экологическому воспитанию. Природа – это самая лучшая из книг , написанная на особом языке. Этот язык надо изучать. Н. Г. Гарин-Михайловский. Актуальность и новизна. Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Таким образом, экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Поэтому дошкольное детство –один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и эмоциональную насыщенность, мы можем реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология –простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность). Цель : формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережное отношение и любовь к природе Задачи : — развитие познавательного интереса к миру природы; — формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; — воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; — формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; — освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; — формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении. За основу в своей работе я взяла парциальную программу С.Н. Николаевой « Юный эколог» . Помимо этого я использую методические пособия Т. Н. Вострухиной , Л.А. Кондрыкинской «Знакомим с окружающим миром детей 3-5лет», О. А. Соломенниковой «Ознакомление с природой в детском саду» и другие. В работе я применяю разнообразные пособия: дидактические игры и упражнения, схемы, иллюстрации, экологические модели, аудио и видеозаписи . Для успешного выполнения поставленных задач была создана необходимая предметно-развивающая среда для экологического воспитания дошкольников. В группе создан центр экологии , подобрана методическая и детская литература о природе, также создан уголок опытов и экспериментов «Почемучки» . Уголок природы пополнился «Энциклопедией экологических праздников», где мы с детьми начали собирать информацию о «Дне птиц», «Дне Земли» и других экологических датах. Также в экологическом уголке появились лэпбуки «Огород на подоконнике», «Насекомые» и др., с помощью которых дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию, закреплять ранее изученное. В работе я использую разнообразные методы и приемы: наблюдение, опытно – экспериментальную деятельность, чтение художественной литературы, проведение праздников, конкурсов, выставок поделок из природного материала. Использую ИКТ для наиболее полного раскрытия представления детей о природе. В утренние часы я вовлекаю детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию. Неотъемлемой частью экологического воспитания является труд детей в уголке природы , наблюдение за погодой , заполнение дневника природы , календаря наблюдений за птицами в зимний период. Провожу циклы наблюдений на участке детского сада на протяжении учебного года. В зависимости от содержания наблюдения провожу в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время. В ходе наблюдений у детей формируется наблюдательность, стойкий интерес к природе, представления об особенностях растений и животных. Экскурсия - одна из основных видов занятий. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе . Также для экологического воспитания детей я широко использую прогулки, во время которых знакомлю детей с изменениями природы по сезонам. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Вместе с детьми мы посещали МУК «Унечское киновидеоучреждение» кинотеатр «Мир», Центральную детскую библиотеку, Унечский краеведческий музей, МОУ-СОШ школу №5. Совершали экскурсии по родному городу, в ходе которых знакомились с достопримечательностями города. В работе с детьми я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опытно – экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Так мной была проведена следующая образовательная деятельность: «Волшебница-вода», «Жучки-паучки», «День птиц» , «День Земли», «Посади комнатное растение в группу», «Кто как зимует?», «Природный материал – песок, глина, камень» , «Воздух – невидимка» и др. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры : сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, а так же игры с природным материалом. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств заложены в дидактических играх. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера. Сюжетно – ролевые игры с природным содержанием я организовывала на основе различных событий жизни детей. Для закрепления полученных во время организованной деятельности, прогулок мной проводятся досуги и развлечения. Также свои эмоции ребята выражают в творчестве. Были проведены выставки работ: «Волшебница осень», «Снегири на ветках», « Что нам осень принесла» и другие. Огромное воспитательное значение имеет труд детей как в уголке природы, так и на участке во время прогулки. У детей формируется ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе экологического воспитания я широко использую художественную литературу о природе , которая глубоко воздействует на чувства детей . Также развивается речь детей, что очень важно для каждого ребенка . Дети придумывают рассказы, сказки, отгадывают загадки на экологические темы, подбирают прилагательные при описании объектов природы. В работе с детьми я учитываю их возрастные особенности. Мной разработан долгосрочный экологический проект «Огород на подоконнике», в ходе которого у детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях. Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы, так и нетрадиционные. Именно с помощью родителей были проведена акция «Покормите птиц зимой!». Также родители оказывают помощь при проведении различных выставок . Основной целью в работе с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребенка. В результате проделанной работы у детей отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. У них повысился познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети научились самостоятельно наблюдать, ухаживать за растениями и бережно относиться к ним, проявляют любознательность, обращают внимание на красоту окружающей природы, в играх детей присутствует природное содержание. 15 января 2020 в 19:54
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.