Пастухова Галина Сергеевна , воспитатель

Опыт работы.

                 Опыт работы по экологическому воспитанию.

                                                             Природа – это самая лучшая из книг , 

                                                       написанная на особом языке.  Этот язык

                                                       надо изучать.

                                                             Н. Г. Гарин-Михайловский.

Актуальность и новизна.

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности.

Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. 

Таким  образом,  экологическое  образование  и воспитание  дошкольников становится  в  настоящее  время  одним  из  приоритетных  направлений.  Чем  раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Поэтому дошкольное детство –один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и эмоциональную насыщенность, мы можем реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология –простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).

Цель : формирование экологической культуры,  экологического  сознания, мотивации  определенного  поведения,  бережное отношение и любовь к природе

  Задачи :

— развитие познавательного интереса к миру природы;

— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

За основу в своей работе я взяла парциальную  программу С.Н. Николаевой « Юный эколог» .  Помимо этого я использую методические пособия Т. Н.  Вострухиной , Л.А.  Кондрыкинской  «Знакомим с окружающим миром детей 3-5лет», О. А.  Соломенниковой «Ознакомление с природой в детском саду» и другие. В работе я применяю разнообразные пособия: дидактические игры и упражнения, схемы, иллюстрации, экологические модели, аудио и видеозаписи .

 Для успешного выполнения поставленных задач  была создана необходимая предметно-развивающая среда для экологического воспитания дошкольников.  В группе создан  центр экологии , подобрана методическая и детская литература о природе, также создан уголок опытов и экспериментов «Почемучки» .

Уголок природы пополнился «Энциклопедией  экологических праздников», где мы с детьми начали собирать информацию о «Дне птиц», «Дне Земли» и других экологических датах. Также  в экологическом уголке появились лэпбуки «Огород на подоконнике», «Насекомые» и др., с помощью которых дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию, закреплять ранее изученное.

В работе я использую разнообразные методы и приемы: наблюдение, опытно – экспериментальную деятельность, чтение художественной литературы, проведение праздников, конкурсов, выставок поделок из природного материала. Использую ИКТ для наиболее полного раскрытия представления детей о природе.

В утренние часы я вовлекаю детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию. Неотъемлемой частью экологического воспитания является труд детей в уголке природы , наблюдение за погодой ,  заполнение дневника природы , календаря наблюдений за птицами в зимний период.

Провожу циклы наблюдений на участке детского сада на протяжении учебного года. В зависимости от содержания наблюдения провожу в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время. В ходе наблюдений у детей формируется наблюдательность, стойкий интерес к природе, представления об особенностях растений и животных.

Экскурсия - одна из основных видов занятий. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе . Также  для экологического воспитания детей я широко использую прогулки, во время которых знакомлю детей с изменениями природы по сезонам. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Вместе с детьми мы посещали МУК «Унечское киновидеоучреждение»  кинотеатр «Мир»,  Центральную детскую библиотеку,  Унечский краеведческий музей, МОУ-СОШ школу №5. Совершали экскурсии по родному городу, в ходе которых знакомились с достопримечательностями города.

В работе с детьми  я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опытно – экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.

Так мной была проведена  следующая образовательная деятельность:

«Волшебница-вода»,  «Жучки-паучки», «День птиц» , «День Земли»,

«Посади комнатное растение в группу»,  «Кто как зимует?»,  «Природный материал – песок, глина, камень» , «Воздух – невидимка» и др.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры : сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, а так же игры с природным материалом. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания  и об изменениях в живой и неживой природе.  Большие возможности в воспитании экологических чувств заложены в дидактических играх. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера. Сюжетно – ролевые игры с природным содержанием я организовывала на основе различных событий жизни детей.

Для закрепления полученных во время организованной деятельности, прогулок мной проводятся досуги и развлечения. Также свои эмоции ребята выражают в творчестве. Были  проведены выставки работ: «Волшебница осень», «Снегири на ветках», « Что нам осень принесла» и другие.

Огромное воспитательное значение имеет труд детей как в уголке природы, так и на участке во время прогулки. У детей формируется ответственное отношение к своим обязанностям.

   В процессе экологического воспитания я  широко использую художественную литературу о природе , которая глубоко воздействует на чувства детей . Также  развивается речь детей, что очень важно для каждого ребенка . Дети придумывают рассказы, сказки, отгадывают загадки на экологические темы, подбирают прилагательные при описании объектов природы. В работе с детьми я учитываю их возрастные особенности.

Мной  разработан долгосрочный  экологический проект «Огород на подоконнике», в ходе которого у детей формируется  интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях.

Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы, так и нетрадиционные. Именно с помощью родителей были проведена акция  «Покормите птиц зимой!». Также родители оказывают помощь при проведении различных выставок . Основной целью в работе с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребенка.

В результате проделанной работы у детей отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. У них повысился познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети научились самостоятельно наблюдать, ухаживать за растениями и бережно относиться к ним, проявляют любознательность, обращают внимание на красоту окружающей природы, в играх детей присутствует природное содержание.

15 января 2020 в 19:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.